Стоит ли учить грамматику?
Многие успешные полиглоты и опытные преподаватели иностранных языков сходятся во мнении, что относительно хорошее знание грамматических правил не гарантирует умение грамотно и красиво строить свою речь, особенно во время "живого" общения с собеседником. Они отмечают, что знание грамматики вторично и выдвигают на первый план практику: живое и виртуальное (форум, чат) общение, прослушивание (очень!) большого объёма аудиоматериалов с участием носителей языка (аудиокниги, песни, диалоги на разные темы, новостные рубрики, фильмы и т.п.) и заучивание целых фраз вместо отдельных слов (правило №1).
Но почему многие полиглоты и некоторые популярные преподаватели, и лингвисты (например, доктор Пол Пимслер) пришли к выводу, что знание грамматики вторично и зачастую её заучивание при помощи учебников является вредным занятием, и в первую очередь для начинающих изучение иностранного языка? Несмотря на немногочисленные проведённые научные исследования и эксперименты, посвящённые органическому обучению языков, можно наблюдать и некоторые факты в повседневной и исторической жизни человека, чтобы самому прийти к похожему заключению.
Немного истории о появлении первой грамматики
Дело в том, что каждый язык формировался как средство общения, и правила его употребления образовывались естественным образом, то есть речевые обороты строились исходя общественным и привычным (и возможно более созвучным) схемам построения фраз. Только спустя длительное время (по утверждениям учёных) с появлением первой письменности и начали появляться первые грамматические правила (вначале это было похоже на руководство по письму). Лишь спустя некоторое время стала зарождаться наука о грамматике и её сложный тысячелетний путь развития.
Таким образом, маловероятно, что "идеальное" знание грамматики, а иными словами теории даст полноценное знание (в первую очередь "живого") языка, который относительно очень быстро меняется (особенно в наше время). В то время как сравнительно хорошее знание языка, то есть его современных особенностей и привычных схем построения фраз, почти полностью даёт знание (или понимание) большей части основной и в первую очередь активно используемой области грамматики изучаемого наречия. При этом активное изучение грамматических правил (если при этом исключить их возможное вредное воздействие на "юный" мозг начинающего), особенно на начальном этапе отнимают много сил и зачастую отбивают желание продолжать осваивать нужный и интересный язык.
Данные утверждения нельзя воспринимать, как сто процентов правильные и правдивые для каждого языка, однако это, должно быть, относится к большей части существующих.
Факт из нашей жизни
Ребёнок (младенец) - это яркий пример органичного изучения и усвоения любого языка. Он достаточно быстро начинает понимать и говорить на местном, постоянно окружающем его наречии без изучения грамматики. То есть, вначале он только слушает окружающих его людей, "живую" речь. Конечно, поначалу он не понимает, что говорят взрослые (только эмоции), но в какой-то момент он постепенно начинает понимать отдельные слова и фразы, а после и всю структуру данного языка.
Но это относится не только к маленьким детям. Человек в любом сознательном возрасте может так же, как и ребёнок без заучивания грамматики быстро осваивать многие языки. Но, к сожалению это не даёт нам сделать наш родной язык, он мешает нам "погружаться" в другое наречие - мы начинаем переводить иностранный диалект на свой родной, в то время как необходимо стараться понимать иностранные слова и фразы на подсознательном уровне, не раздумывая и без перевода на свой родной язык. По этом причине процесс изучения второго и более языков длится немного дольше. Однако мы можем пойти на хитрость.
Получается, учить грамматику нет необходимости?
Не стоит думать, что учить грамматику в таком случае совершенно нет никакой необходимости. Грамматика может стать для взрослого человека хорошим ухищрением, позволяющее понимать и осваивать иностранные языковые конструкции намного быстрее и проще, чем естественным образом.
Нам легче понять логическую структуру языка благодаря заучиванию грамматики, и тем самым ускорить общий процесс освоения, чем пытаться забыть или на время "отключить" свой родной язык и стараться, как младенец понять другое наречие естественным образом. Но здесь главное не спешить и не учить в данный момент ненужные грамматические правила. Лучше всего, например, во время чтения (и обязательно параллельно с аудио-сопровождением) дойдя до определённого места, который непонятен и вызывает вопросы, находить соответствующий раздел грамматики и изучать его ровно настолько, сколько необходимо для прояснения ситуации в изучаемом тексте. Если раздел найти не удаётся, то делаем для себя в рабочей тетрадке пометку - рано или поздно данный раздел найдётся.
Главное не расстраивайтесь, если во время изучения грамматики (или запоминания слов и фраз) Вы что-то не понимаете, путаетесь или постоянно забываете заученное ранее правило. Просто продолжайте ежедневно читать, слушать, повторять (в том числе грамматические правила) и практиковаться (говорить, писать), пытаясь получить удовольствие от процесса. И очень скоро результат не заставит себя долго ждать!
Вывод
Можно выучить грамматические правила от корки до корки, но не уметь быстро и правильно строить относительно простые повседневные фразы. В то время как можно всего лишь практикой (общаться с носителями языка, читать и одновременно слушать живые тексты, рассказы, смотреть мультфильмы, сериалы и т.п.), без заучивания грамматики научиться строить сложные языковые конструкции и быстро понимать собеседника. Но при этом не стоит пренебрегать грамматикой, так как "нормированное" заучивание грамматических правил позволяет значительно быстрее освоить желаемый язык.
Стоит сказать, что речь шла о бытовом, повседневном уровне овладения иностранным языком. Если Вы лингвист, то полноценное знание грамматических правил освоенного языка - Ваша профессиональная обязанность.